«Профессия – это тягость, переходящая в радость».
Цель – обсуждение с родителями значения раннего определения профессиональных склонностей и способностей учащихся; формирование у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Задачи:
1. Проанализировать отношение учащихся к выбору будущей профессии.
2. Рассказать о склонностях учащихся в выборе профессии.
3. Обсудить важность влияния семьи на будущий выбор профессии.
Участники: родители 8-11 классов.
Ответственные за проведение:
Кулешова Н.М., педагог социальный,
Кулешова М.С., заместитель директора по УВР.
Форма: круглый стол.
Планируемые результаты: родители дополнят свои знания о
склонностях детей в выборе профессии, поймут важность влияния семьи на будущий выбор профессии.
Вопросы для рассмотрения:
- Как помочь подростку выбрать профессию?
- Профессиональные намерения и возможности учащихся.
- Влияние семьи на выбор профессии подростком.
- Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?
Ход занятия
- Организационный этап.
Уважаемые мамы и папы!
Есть два способа выбора профессии. Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку.
Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимому анкетированию, учащиеся указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств.
Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений.
- Основной этап. Беседа с родителями.
- Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?
- Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?
- Доверяете ли вы ребенку самостоятельно сделать профессиональное самоопределение?
- Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?
- Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
Существенную роль в выборе профессии играет психологический тип человека, о которых я вам, уважаемые родители, сейчас напомню. Слушая меня, постарайтесь определить тип вашего ребенка.
Итак, психологические типы человека
Сангвиник
Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Холерик
Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и не сдержан.
Флегматик
Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик – спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
Меланхолик
Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы.
Ваши дети заполняли анкету по выбору профессии. Анкеты детей я вам отдавать не буду, так как сейчас вы тоже заполните такую же. Придя домой, попросите своего ребенка показать вам его результаты и сравните со своими.
Родителям выдаются анкеты.
Анкета «5 основных направлений профессиональной деятельности».
Человек – природа
Микробиолог
Агроном
Зоотехник
Мастер-плодоовощевод
Ветеринар
Контролер-приемщик фруктов
Мастер-животновод
Аппаратник выращивания дрожжей
Агроном по защите растений
Зооинженер
Летчик-наблюдатель рыбного хозяйства
Егерь
Биолог-исследователь
Флорист
Садовник
Геолог
Пчеловод
Почвовед
Человек – техника
Слесарь-сборщик
Техник-механик
Техник-технолог общественного питания
Электрослесарь
Инженер-механик
Инженер-электрик
Мастер-диагност техники
Слесарь-ремонтник
Токарь
Оператор прокатного стана
Раскройщик верха обуви
Раскладчик лекал
Инженер-конструктор
Водитель
Водолаз
Радиотехник
Швея
Связист
Человек – человек
Парикмахер
Продавец
Инженер-организатор производства
Врач
Учитель
Судебно-медицинский эксперт
Врачебно-трудовой эксперт
Социолог
Педагог
Тренер
Мастер производственного обучения
Инженер-педагог
Экскурсовод
Воспитатель
Организатор-производства
Организатор торговли
Следователь
Адвокат
Дознаватель
Хирург
Инспектор милиции
Психолог
Менеджер по продажам
Торговый представитель
Няня
Официант
Администратор
Человек – знаковая система
Программист
Чертежник-картограф
Математик
Редактор издательства
Языковед
Финансист
Оператор фотонаборного автомата
Корректор
Бухгалтер-ревизор
Контролер полиграфной продукции
Стенографистка
Телеграфист
Нотариус
Радиооператор
Фотограф
Почтовый работник
Делопроизводитель
Логист
Маркетолог
Специалист по налогообложению
Аудитор
Радист
Плановик
Человек – художественный образ
Художник-декоратор
Художник-ресторатор
Настройщик музыкальных инструментов
Концертный исполнитель
Артист балета
Артист театра
Искусствовед
Музыковед
Театровед
Цветовод-декоратор
Живописец по фарфору
Лепщик архитектурных деталей
Дизайнер интерьера
Композитор
Имиджмейкер
Бренд-менеджер
Специалист по рекламе
Маляр
Гравер
Фотограф
Стеклодув
Шлифовальщик камней
Человек – человек – все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг официант, продавец, врач, секретарь, педагог общего профиля, воспитатель.
Качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности.
Человек – техника – все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор, автослесарь, станочник, электрик, слесарь, оператор, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог, водитель.
Качества: способности к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.
Человек – художественный образ – все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед, диктор, архитектор, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель.
Качества: наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).
Человек – природа – все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог, лесник, полевод, животновод, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник.
Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности.
Человек – знаковая система – все профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансист, экономист, плановик, чертежник, корректор, наборщик, стенографистка, машинистка, программист, бухгалтер, ученый-теоретик.
Качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, к малоподвижной работе (усидчивость).
Хочется сказать о том, что выраженный у обучающихся интерес к профессиям типа «Человек-Человек» отражает особенности переходного возраста, когда межличностное общение и сфера отношений становятся в центре внимания обучающихся. В связи с чем, говорить о том, что данный выбор является окончательным, преждевременно.
Однако многие подростки уже имеют представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор.
Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростов в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных занятий с обучающимися.
Как показывают полученные результаты, обучающихся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы.
3. Завершающий этап. Подведение итогов встречи.
Педагоги обобщают информацию, формулируют выводы, благодарят родителей за участие.
В конце встречи принимается решение, выслушиваются мнения родителей по теме. Каждому родителю выдается памятка.
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!